3 |
|||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
|
2
Если вдруг у вас возникли проблемы с пониманием учебного материала, если вы пропустили несколько уроков и не успеваете теперь за своими одноклассниками, мы предлагаем вам схемы и задания для самостоятельной работы. Они будут постоянно обновляться, по мере прохождения учебного материала. I.Я хочу научиться находить относительную молекулярную массу. Прекрасно! Начинаем учиться. предположим, нам надо найти относительную молекулярную массу сульфата натрия Na2SO4,наши действия: 1. Нашли в Периодической системе натрий (№11) Пожалуй, вам стоит поупражняться самостоятельно. H2SO4 у вас должно получиться 98 Ca(OH)2 у вас должно получиться 74 K3PO4 у вас должно получиться 212 Если вы справились, то примите наши поздравления. Вы сделали первый шаг в решении задач. Напоминаем, что молярная масса численно равна молекулярной, но измеряется в граммах/на моль(г/моль). II.Я хочу научиться находить количество молей вещества. Вам потребуются формулы: n=m/M используем, если нам дана масса n=v/V M используем, если нам дан объём n=N/NAиспользуем, если нам дано количество атомов или молекул. Задача: найти количество вещества сульфата натрия массой 7,1г. Дано: решение: Найти: n M((Na2SO4) =46+32+16*4=142 г/моль n= 7,1г / 142г/моль= 0,05 моль Ответ: n=0,05 моль Попробуйте самостоятельно найти количество вещества, если дано Предлагаем вам самостоятельно решить следующие задачи: (не бойтесь, вы справитесь!) 1. Найдите количество вещества, которое составляеют 49г гидроксида меди (II). Решение этих задач покажите своему учителю химии. Задайте вопросы, если что-то непонятно. III. Я хочу научиться решать задачи с расчетом по уравненению реакции. Задача: найдите массу оксида магния, который может раствориться в 12,6г азотной кислоты. Дано: Решение: 1. Первое действие любой подобной задачи - найти количество молей данного вещества. 2. Второе действие - записать уравнение реакции, расставить коэффициенты. 3. Третье действие - надписать количество молей, вычисленное в первом действии, над веществом, для которого оно вычислено, а над искомым поставить х 4. Под этими веществами записать количество вещества, нужное по уравнению - коэффициент реакции: 5. Таким образом у нас получилась запись Ответ: масса оксида магния 4г. Попробуйте самостоятельно решит задачи: (Будьте внимательны и аккуратны! ) 1. Вычислите объём оксида серы ( IV ), который образуется при горении 80г серы. 3. Найти объём кислорода, который необходим для сжигания 12г магния. IV. Я хочу научиться записывать схему электронной конфигурации атома (электронный паспорт) Для этого вам необходимо запомнить, что на s-орбитали может находиться не более 2 электронов, на р- орбитали - не более шести, на d- орбитали не более 10, на f- орбитали - не более 14. Обратите внимание, что номер d-орбитали всегда на один меньше, чем номер s-орбитали, после которой она расположена. Количество электронов в атоме равно количеству протонов в его ядре, равно номеру элемента в Периодической системе. Итак, предположем, что нам надо составить схему электронной конфигурации атома калия. 1s22s22p63s23p64s1 На последней орбитали оказывается один электрон, т.к. нам надо "пристроить" всего 19 электронов и записав1s22s22p63s23p6 у нас остается как раз один электрон. Он и будет располагаться на следующей по порядку орбитали 4s. Нам требуется потренироваться. Проверьте себя: Cl 1s22s22p63s23p5 Na 1s22s22p63s1 N 1s22s22p3 Mg 1s22s22p63s2 O 1s22s22p4 Наиболее энергетически выгодно состояние с заполненным внешним уровнем (8 электронов). Такую конфигурацию имеют элементы неон, аргон, криптон, ксенон и радон. они называются инертные )благородные) газы, так как не вступают во взаимодействие. Они расположены в 8-ой группе. или отдают электроны с внешнего уровня, в результате чего внешним становится заполненный предыдущий уровень. Способность брать или отдавать электроны зависит и от расстояния между ядром и внешним уровнем, которое определяет силу притяжения электронов внешего уровня к ядру.
Я хочу научиться распозновать основные классы неорганических веществ и знать их свойства. Существует 4 основных класса веществ: оксиды - сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород. кислоты - сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотноо остатка. основания - сложные вещества, состоящие из атомов металла и гидроксогрупп ОН. основание - Ме(ОН)х соли - сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка. соль- МехАу например: Na2SO4 - сульфат натрия, Cu( NO3 )2 - нитрат меди (II). Проверим, как вы поняли классификацию. 1. NaOH HCl Mg(OH)2 Fe(OH)3 проверьте свои ответы:
Теперь стоит заняться химическими свойствами . Свойства оксидов зависят от того, какой элемент образует оксид. основной оксид + вода = щелочь (растворимое основание) 1 Запомните эту схему! Она нам очень пригодится. Как же эта схема поможет нам написать уравнения реакций? Ваши действия: Пишем уравнение: CaO +HNO3= Ca(NO3)2 + H2O 5. Ставим коэффициенты: CaO +2HNO3= Ca(NO3)2 + H2O Если захотите проверить результат, покажите то, что у вас получилось Александре Евгеньевне. Она с удовольствием проверит, объяснит ошибки, а если их не будет, поставит "5" в журнал. Давайте теперь рассмотрим свойства кислотных оксидов. кислотный оксид + вода = кислота 4 Допустим, нам надо закончить следующее уравнение и расставить коэффициенты: А теперь попробуйте самостоятельно: Если вы хотите проверить свою работу, покажите её Александе Евгеньевне.
Рассмотрим свойства кислот.
кислота + металл(стоящий в ряду напряжений до водорода) = соль + Н2 Попробуем потренироваться в выборе веществ, способных реагировать с кислотами. С каким веществом может реагировать соляная кислота? медь оксид серы ( IV) гидроксид магния кислород
Оксид серы - это кислотный оксид, так как сера - неметалл. С кислотными оксидами кислоты не реагируют. Вы сделали правильный выбор. Гидроксид магния - это основание. Кислоты взаимодействуют с основаниями с образованием соли и воды. C неметаллами, коим является кислород, кислоты не взаимодействуют. А теперь работаем самостоятельно. ЗАПОМНИТЕ:
Рассмотрим свойства оснований. Растворимые и нерастворимые основания отличаются по свойствам. щелочь + кислота = соль + вода Закончите уравнения реакций, расставьте коэффициенты:
неравтворимое основание + кислота = соль +вода Cu(OH)2 + HCl Рассмотрим свойства солей: Учите, дети, химию!
Я хочу научиться записывать ионные уравнения реакций. Прекрасно! В ионных уравнениях нет ничего сложного. От вас потребуется внимательность и аккуратность, ну и, конечно, знание свойств основных классов соединений, о чем уже рассказано выше. Запомните: На ионы не диссоциируют оксиды, вода и нерастворимыен вещества. Приступим. Предположим у нас есть уравнение Mg(OH) 2 +2HCl = MgCl2 + 2H2O Теперь нам нужно рассмотреть возможность диссоциации каждого из записанных веществ и составить ионное уравнение. Смотрим в таблицу растворимость и ищем Mg(OH) 2 . Видим, что он нерастворим. Это значит, что просто переписываем его Mg(OH) 2 +и идем дальше.Ищем в таблице растворимости HCl. Видим, что это вещество растворимо. Прекрасно! Мы пишем те ионы, которые написаны в таблице: Mg(OH) 2 +Н+ + Cl - , но в уравнении перед НСl был коеффициент 2, значит у нас 2Н+ и 2 Сl - Mg(OH) 2 +2Н+ + 2Cl - идем дальше. Ставим равно и ищем в таблице MgCl2 . Это вещество растворимо. Записываем те ионы, что написаны в таблице Мg2+ и Cl- Но в формуле после хлора был индекс 2. Значит у нас 2 хлора. Значит в уравнении перед ионом хлора мы поставим 2. Mg(OH) 2 +2Н+ + 2Cl - =Мg2+ +2 Cl- Теперь вода. Но мы помним: вода не диссоциирует, переписываем как есть. Mg(OH) 2 +2Н+ + 2Cl - =Мg2+ +2 Cl- + 2H2O Мы записали полное ионное уравнение. УРА! Теперь надо найти одинаковые ионы в левой и правой части уравнения и сократить их, как в алгебраическом уравнении. Mg(OH) 2 +2Н+ + 2Cl - =Мg2+ +2 Cl- + 2H2O Переписываем без них Mg(OH) 2 +2Н+ =Мg2+ + 2H2O У нас получилось сокращенное ионное уравнение. В результате наша запись выглядит так: Mg(OH) 2 +2HCl = MgCl2 + 2H2O Mg(OH) 2 +2Н+ + 2Cl - =Мg2+ +2 Cl- + 2H2O Mg(OH) 2 +2Н+ =Мg2+ + 2H2O Поздравляю. Это ваше первое ионное уравнение. Надеюсь, не последнее. Нужно потренироваться. Сначала воспользуйтесь уже готовыми уравнениями: 2HNO3 + Ca(OH)2 =Ca(NO3)2 + 2H2O Проверьте себя, найдите ошибки 2HNO3 + Ca(OH)2 =Ca(NO3)2 + 2H2O 2H + +2NO3 - + Ca 2+ +2OH- =Ca2+ +2NO3- + 2H2O 2H + +2OH- = 2H2O
2HNO3 + MgO =Mg(NO3)2 + H2O 2H + +2NO3 - + MgO =Mg2+ +2NO3- + H2O 2H + + MgO =Mg2+ + H2O
2HNO3 + К2CO3 = 2KNO3 + CO2 + H2O 2H + +2NO3 - + 2 К + +CO3 2- = 2K+ + 2NO3- + CO2 + H2O 2H + +CO3 2- = CO2 + H2O Надеюсь, что ошибок было немного. Потренируйтксь еще. Закончите уравнения реакций, расставьте коеффициенты, запишите ионные уравнения: ZnSO4 +KOH = Можете прислать результаты своей работы по почте xim535@yandex.ru Успехов! |